ДЕТИ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ ЧЁТКО УЛАВЛИВАЮТ ОТТЕНКИ НАТРОЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ.
ПО ТОНУ ВАШЕГО ГОЛОСА, ПО ИНТОНАЦИИ МАЛЫШ МОЖЕТ ЛЕГКО ОПРЕДЕЛИТЬ ВАШЕ НАСТРОЕНИЕ К НЕМУ, К ПРОИСХОДЯЩЕМУ, ПОЧУВСТВОАВТЬ НАПРЯЖЕНИЕ, РАДОСТЬ, ОГОРЧЕНИЕ.
ЕСТЕСТВЕННО РЕБЕНОК ХОРОШО ПОНИМАЕТ И РАЗЛИЧАЕТ, КОГДА ВЫ РАЗГОВАРИАВЕТЕ С НИМ ЗАИНТЕРЕСОВАННО, А КОГДА - ФОРМАЛЬНО.
РЕАКЦИЯ РЕБЕНКА НА НАШИ СЛОВА ТАКЖЕ БУДЕТ ИСКРЕННЕЙ, ЛИБО ФОРМАЛЬНОЙ. ЕСЛИ ВЫ ТОЛЬКО ДЕЛАЕТЕ ВИД , ЧТО СЛУШАЕТЕ КАКОЙ-ТО РАССКАЗ, ОПИСАНИЕ, ВПЕЧАТЛЕНИЯ МАЛЫША, ОН ПОСТАРАЕТСЯ ПОБЫСТРЕЕ ЗАКОНЧИТЬ , ПРОБОРМОТАТЬ ТО, ЧТО СОБРАЛСЯ РАССКАЗАТЬ, И ЗАМКНЕТСЯ.
ЧАЩЕ ОБЩАЙТЕСЬ С РЕБЕНКОМ, ПОКАЗЫВАЙТЕ, ЧТО СОПЕРЕЖИВАЕТЕ ЕМУ, ХОТИТЕ ПОНЯТЬ ЕГО - И ТОГДА ОН ПОЛНОСТЬЮ РАСКРОЕТСЯ ПЕРЕД ВАМИ, ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО ЧУВСТВУЕТ ВАШ МАЛЫШ, О ЧЕМ ДУМАЕТ, ПОЧЕМУ ОН РЕШИЛ ВАМ ДОВЕРИТЬСЯ.
ОТ ТОГО, КАК ВЫ БУДЕТЕ РАЗГОВАРИВАТЬ С РЕБЁНКОМ, НАСКОЛЬКО ИНТОНАЦИОННО ВЫРАЗИТЕЛЬНА, МЕЛОДИЧНА, ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕНА БУДЕТ ВАША РЕЧЬ, ЗАВИСИТ И КАЧЕСТВО РЕЧИ МАЛЫША.
ЧТО ТАКОЕ ИНТОНАЦИЯ? ЭТО ИЗМЕНЕНИЕ СИЛЫ ГОЛОСА.
ТОН МЖЕТ БЫТЬ ВЫСОКИМ ,НИЗКИМ ИЛИ СРЕДНИМ
ОН МОЖЕТ ПОВЫШАТЬСЯ ИЛИ ПОНИЖАТЬСЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РЕЧЕВОЙ СИТУАЦИИ.
ПОДВИЖНОСТЬ НАШЕГО ГОЛОСА, ЕГО ВЫСОТА, ГРОМКОСТЬ, ТЕМБР И ТЕМП РЕЧИ ЯВЛЯЮТСЯ ВАЖНЕЙШИМ СРЕДСТВОМ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. ОНИ СОЗДАЮТ СВОЕОБРАЗНЫЙ МЕЛОДИЧЕСКИЙ РИСУНОК КАЖДОГО СЛОВА И ФРАЗЫ, ПРИДАЮТ ВАШЕЙ РЕЧИ МУЗЫКАЛЬНОСТЬ.
СИЛА ГОЛОСА И ИНТЕНСИВНОСТЬ ЗВУЧАНИЯ ПЕРЕДАЮТ ВНУТРЕННЕЕ НАПРЯЖЕНИЕ ГОВОРЯЩЕГО.
ТЕМП РЕЧИ МОЖЕТ БЫТЬ БЫСТРЫМ, МЕДЛЕННЫМ ЗАМЕДЛЕННЫМ , УСКОРЕННЫМ И Т.П. ТЕМП ЧАСТО ПЕРЕДАЕТ ХАРАКТЕР, А ТЕМБР НАСТРОЕНИЕ.
ТЕМБР ГОЛОСА ЧАСТО ИЗМЕНЯЕТСЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ НАШЕГО НАСТРОЕНИЯ, ОТ ТОГО, КАК ВЕСЕЛО,ГРУСТНО, СПОКОЙНО ИЛИ РАВНОДУШНО МЫ ГОВОРИМ.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ОДНА И ТАЖЕ ФРАЗА МОЖЕТ ЗВУЧАТЬ ПО РАЗНОМУ: БЫСТРО И МЕДЛЕННО, ВЫСОКИМ ИЛИ НИЗКИМ ТОНОМ, ГРОМКО ИЛИ ТИХО, РАДОСТНО ИЛИ ГРУСТНО.
СДЕЛАТЬ РЕЧЬ РЕБЕНКА БОЛЕЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ,
ЭМОЦИОНАЛЬНО БОГАТОЙ ПОМОГУТ И СЛЕДУЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ.
«Футбол»
Произнесите текст упражнения с указанной интонацией.
Сказала тётя: «Фи , футбол!» (презрительно)
Сказала мама: «Фу , футбол!»( недовольно)
Сетсра сказала: «Ну , футбол!»( с сомнением)
А я ответил: «ВО! , футбол!»( с одобрением)
«Поезд»
Передайте с помощью интонации движение поезда.
Произносите текст сначала медленно-поезд начинает движение, отходит от станции. Потом постепенно ускоряйте темп-поезд набирает ход, идет на полной скорости.
Вагоны вперед покатились как мячики:
Так-чики, Так-чики,
Так-чики, Так-чики!
Разная интонация
Объясниет разницу в произношении предложений.
В чем особеннось каждого вида интонации?
Едем на концерт.
Едем на концерт?
Едем на концерт!
По данному образцу произнесите вслух следующие чистоговорки с разной интонацией.
Король орёл.
Убежало молоко.
Слово-олово.
Пили лилипуты.
- Прочитайте ребенку с выражением стихотворение, в котором приведены «высказывания» различных животных, говоривших разными голосами:
-Кто сломал в лесу малину?- - Кто таскал наш мед из улья?-
тонко заяц пропищал. Дружно пчелы прожужжали.
Ушки зайца шевелились, Что же бедным пчелам думать
Он от страха весь дрожал. Съеден мед, а кем - не знают.
-Кто болото взбаламутил?- - Кто тут чем-то недоволен?-
громко квакнула лягушка. Грозный рык в лесу раздался.
Из воды болотной мутной - Я поел малинки вволю!
Чуть видна ее макушка. На полянке я топтался!