Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 5 человек

Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста

Дата: 22 ноября 2021 в 15:03, Обновлено 16 октября 2024 в 12:37

Одним из условий нормального развития ребенка и его дальнейшего успешного обучения в школе является полноценное формирование речи в дошкольном возрасте. В общении с взрослым ребенок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и тем самым расширяет свой словарный запас. Формирование грамматически правильной речи ребенка - постоянный непрерывный процесс.

Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у ребенка очень важна, так как следить за речью детей нужно не только на всех занятиях, но и в процессе их повседневной жизни.

Многие родители считают, что развитая речь - это умение читать и писать, хотя бы печатными буквами, умение рассказывать стихотворения. Они стараются научить этому своего ребенка как можно раньше, не обращая внимания на многие другие стороны его формирования. Навыки чтения и письма не являются показателем развития дошкольника. Формирования речи нельзя сводить к обучению грамоте, т.к. развитие речи - сложный процесс, в котором освоение письменной речи является лишь составной частью. Основные составляющие речевого развития детей: звукопроизношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь. Наиболее эффективными методами формирования грамматически правильной речи являются использование заданий, упражнений и дидактических игр.

Одной из главных задач формирования грамматически правильной речи является развитие речевого дыхания (выработка длительного и достаточной силы ротового выдоха, умение беззвучно и своевременно добирать воздух в процессе высказывания). Этому способствует произношение на одном выдохе загадок, пословиц, коротких считалок, чистоговорок.

Учитывая большую загруженность родителей домашними делами, работой, накопленную к концу дня усталость, можно предложить "Играть с детьми на кухне". Для этого можно использовать простые пальчиковые упражнения (перебрать крупу, сложить из спичек домик и придумать рассказ о том кто в домике живет и т.д.), игры на обогащение словаря "Какие слова вытащим из супа, компота, салата?", "Вкусные слова" (кислые, сладкие...), "Чудесный мешочек" (угадывание фруктов и овощей на ощупь). С целью развития грамматического строя речи - игра "Сварим варенье" (из яблок - яблочное), "Приготовим сок" (яблочный), "Посчитай до пяти" (одна слива, две сливы… пять слив).

По дороге в детский сад и домой можно играть в игры: "Что я видел?", "Какой он?", "Доскажи словечко", "Упрямые слова". В выходной день родители могут "подарить" ребёнку новое слово, объясняя его значение, что является расширением словаря ребёнка.

И главное, участие родителей в речевом развитии ребёнка не должно быть разовым, каждая речевая игра, упражнение, беседа с ребёнком - неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи.

Предлагаем Вам, уважаемые родители, некоторые рекомендации:

  • В семье для ребенка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, четко произносить звуки, интересно рассказывать.
  • Расширяя круг представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речью.
  • Если ребенок неправильно произносить какие-либо звуки, слова, не следует смеяться или передразнивать его. Нельзя ругать малыша за плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и правильно повторил трудное для него слово. Это приведет к тому, что ребенок будет стараться вообще не употреблять какие-то слова или заменять их другими. Не подражайте ребенку, повторяя неправильно произносимые им слова.
  • Родителям необходимо озвучивать любую ситуацию - не только, если они видят, что ребенок их слышит и видит. Не надо говорить в пустоту, надо смотреть ребенку прямо в глаза. Необходимо, чтобы ребенок видел вашу артикуляцию.
  • Расширяйте словарный запас ребенка.
  • Обратите внимание на развитие мелкой моторики - точных движений пальцев рук. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами - все это поможет речи, а в будущем - письму.
  • Читайте как можно больше ребенку коротких стихов и сказок. Перечитывайте их много раз, не бойтесь, что это надоест ребенку, т. к. дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они много раз слышали.
  • Ребенка необходимо побуждать к речи. Он должен чувствовать Вашу поддержку. Вам необходимо поощрять успехи и достижения ребенка.
  • Отвечайте на вопросы детей. Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы.

Родители должны действовать сообща, устанавливая дисциплинарные и учебные правила, быть последовательными, не противоречить друг другу, давая указания ребенку. Никогда не сравнивайте вашего ребенка с другими детьми. Помните, что каждый ребенок является индивидуальностью.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.