Проблемы развития речи детей дошкольного возраста актуальны в нашем современном мире. Если активный и пассивный словарь развиты не достаточно, то ребенок не может грамотно отвечать на вопросы, составлять простые предложения или небольшие рассказы, малыш испытывает трудности в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Бедность словаря является одной из причин, вызывающих в дальнейшем школьную дезадаптацию.
И поэтому работа над словом является одной из важнейших в общей системе работы по развитию речи. Овладение словарным составом родного языка - необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, формирования звуковой стороны речи.
Средние возрастные нормы представлены в следующих показателях словарного запаса:
- до года – 3-4 слова;
- 1 год 6 мес. – от 7 до 20 слов;
- 2 года – 50 слов;
- 3 года – 250 – 700 слов;
- 4 года – 1500 – 2000 слов;
- 5 лет – 3000 слов;
- 7 лет – 3500 слов.
Словесные обозначения (наименования) предметов дети усваивают при ознакомлении с окружающей их действительностью. Однако словарь дошкольников нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнение значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений).
Конечно, время, которое отводится на словарную работу на занятиях, недостаточно для практического усвоения языка, поэтому надо шире использовать моменты повседневной жизни. Она предоставляет большие возможности для закрепления речевых навыков и умений, приобретенных детьми в процессе непосредственно образовательной деятельности. Прежде всего, вне образовательной деятельности необходимо создавать условия для речевой активности каждого ребенка (особенно тех детей, у которых речь бедна, однообразна). Педагогу следует находить время для индивидуальных разговоров с воспитанниками, обращать внимание на правильное и разнообразное использование детьми слов, следить за их правильным употреблением.
Для развития словарного запаса важно постоянное общение взрослых с ребенком. Объем и качество, точность и образность словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Важно беседовать с ребенком, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком.
Для развития и обогащения словарного запаса детей используется комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений, включающий
- иллюстративно - графический и игровой материал:
- предметные картинки с изображением различных признаков предметов (цвет, форма, величина);
- сюжетные картинки с изображением действий;
- коллекция предметов для ознакомления и обследования;
- муляжи, игрушки, предметные картинки по лексико–тематическим циклам;
- картотека игр на активизацию словаря, словообразование и словоизменение;
- технические средства обучения.
Для успешной работы по формированию словарного запаса необходимо привлечь к сотрудничеству родителей, так как успех работы во многом определяется совместной, согласованной, целенаправленной работой педагогов и родителей.
Итак, для того чтобы Ваш ребёнок имел богатый словарный запас, надо проводить следующую работу:
- Много рассказывать и показывать детям. Читать им художественную литературу.
- Обращать внимание детей на то, из чего сделаны предметы, какими свойствами они обладают.
- В повседневной жизни закреплять и расширять употребление обобщающих понятий – овощи, фрукты, посуда, мебель, одежда и т.д.
- Задавать ребёнку различные вопросы: кто?, что?, что делает?, какой? и т.д.
- Обращаясь к ребёнку, Вы побуждаете его отвечать, а он имеет возможность внимательно прислушиваться к вашей речи.