Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 5 человек

Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей

Дата: 22 ноября 2021 в 12:10, Обновлено 16 октября 2024 в 12:39

Нарушение слоговой структуры слова у детей является речевым нарушением   и корректируется с помощью специальных дидактических игровых приемах. 

Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит структура слова воспроизводится неверно.

Например, ребенок говорит «полицине» или «полицев» - вместо полицейский; «игнутыный» или «ингулисний» вместо игрушечный и т. п.

В норме, дети уже в 3 года обнаруживают способность воспроизводить структуру слова по законам благозвучия, а языковая «чувствительность» к благозвучным канонам заложена в ребенке изначально, с рождения. В 1,5-2 года ребенок с ещё несформировавшимся звукопроизношением может сказать «малялеть»  - самолет.

В возрасте 4-5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста - логопеда.

Самостоятельно такие нарушения не проходят.

Слоговая структура является необходимым элементом для формирования грамматического строя речи.  Правильная речь имеет большое значение для ребенка при овладении грамотой и дальнейшего его успешного обучения в школе,  и как следствие - становление полноценной личности.

При нарушении слоговой структуры у детей отмечаются типичные нарушения:

элизии (сокращения, пропуск слогов) («апельсин – писин, телевизор – тизий,  капуста – пута»);

итерации (увеличение числа слогов за счет добавления слогообразуемой гласной) («чемодан – чиманадан, трава - тарава»);

антиципации (уподобление одного слога другому) («автомат – татамат), отдельные перестановки слогов и звуков («малоток – маталок, тамалок»);

сокращение стечений согласных звуков («шкаф – каф, бант – бат»);

искажения многосложного слогового состава незнакомого слова («магнитофон - мигифон», папоротник - папиик)

Поэтому, развивая эту сторону речи ребенка, мы будем развивать как фонематический слух, так и чувство ритма.

Дидактические игры на формирование

слоговой структуры слова.

Игра: «Отхлопай слово».

Оказывается любое слово можно отхлопать. Например, слово кошка. Мы его произносим по частям (хлопок на каждый слог: кош - ка.)

Попробуйте сами отхлопать слово самолет (3 хлопка, т.к. 3 слога: са-мо-лёт).

Игра: «Прошагай словечко».

Вы отхлопывали слова, а их можно и прошагать. Например, слово сани (сделать шаг на каждый слог). Сколько шагов сделали? -  Совершенно верно – 2 шага. Слово дом. Сколько шагов сделали? - Один. Как вы думаете, это короткое слово или длинное? - Верно – короткое. Слово капуста. С правой ноги шагаем и проговариваем слово.  Сколько шагов у вас получилось? - 3 шага. Это длинное слово или короткое? – Длинное.

Игра: «Сколько слогов в слове».

Мы слова отхлопывали, прошагали, то есть делили слова на части. Эти части называются слогами. Каждое слово состоит из какого-то количества слогов.  Например, из 1 слога (1 хлопок - дом), из 2 слогов (2 хлопка – кук-ла), из 3 слогов (3 хлопка – бе-ге-мот), бывают даже из 4 слогов (4 хлопка – ка-ран-да-ши) и 5 слогов (5 хлопков – ве-ло-си-пе-дист). Это очень длинные слова.

        Запомните правило: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов (хлопков, шагов).

        Маленькая хитрость, как себя можно проверить. Надо подложить ладошку под подбородок и сказать слово. Сколько раз подбородок коснется руки, столько и слогов в слове.

Игра: «Разложи игрушки» (мелкие игрушки из киндер-сюрприза).

Разложить игрушки по количеству слогов в коробочку. В первую ячейку мы положим игрушки, в названии которых - 1 слог, во вторую – 2 слога, в третью – 3 слога. Как проверить?  Прохлопать, прошагать, проверить ладонью.

Игра: «Найди картинку».

Для закрепления умения делить слова на слоги можно использовать детские настольные игры, типа «Лото», «Зоопарк», картинки в детских книгах и журналах.

Игра: «Назови слоги».

Ребенок называет количество слогов в слове и определяет, какой первый, второй, третий слог, называя их по порядку.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.