Большинство произведений устного народного творчества создавались в процессе труда на природе, в быту. Отсюда их четкость, ритмичность, краткость и выразительность. Веками народ отбирал, хранил и передавал из уст в уста эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Благодаря простоте и мелодичности звучания дети легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаются пользоваться им в своей речи. Дети с особым удовольствием повторяют звукосочетания, которыми так богаты произведения малых фольклорных жанров.
В своей работе мы эффективно используем малые фольклорные формы для проведения артикуляционной гимнастики и постановки звуков.
Например, постановка артикуляции [р] сопровождается произнесением потешки
<v:rect fillcolor="#006fc0" id="_x0000_s1044" stroked="f" style="position:absolute; left:0; text-align:left; margin-left:56.75pt; margin-top:113.95pt; width:85.45pt; height:1.45pt; z-index:-15791104"> <w:wrap anchorx="page"> </w:wrap></v:rect><v:rect fillcolor="#006fc0" id="_x0000_s1045" stroked="f" style="position:absolute; left:0; text-align:left; margin-left:151pt; margin-top:113.95pt; width:215.1pt; height:1.45pt; z-index:-15790592"> <w:wrap anchorx="page"> </w:wrap></v:rect>
<v:rect fillcolor="#006fc0" id="_x0000_s1046" stroked="f" style="position:absolute; left:0; text-align:left; margin-left:374.85pt; margin-top:113.95pt; width:164.05pt; height:1.45pt; z-index:-15790080"> <w:wrap anchorx="page"> </w:wrap></v:rect>«Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор». Предлагаем детям, прищелкивая языком, поцокать как лошадка. При выполнении упражнения «Вкусное варенье» читается потешка «Котя- коток лакомится пирогом» (облизывание языком верхней и нижней губы). Для проведения артикуляционной гимнастики используем следующие потешки:
название |
текст |
задание |
<v:group coordsize="1710,29" id="_x0000_s1042" style="width:85.5pt; height:1.45pt"> <v:rect fillcolor="#006fc0" id="_x0000_s1043" stroked="f" style="position:absolute; width:1710; height:29"></v:rect></v:group> Грибок |
<v:group coordsize="4302,29" id="_x0000_s1040" style="width:215.1pt; height:1.45pt"> <v:rect fillcolor="#006fc0" id="_x0000_s1041" stroked="f" style="position:absolute; width:4302; height:29"></v:rect></v:group> Гриб-грибок, выставь лобок! На тебя погляжу, в кузовок положу! Гриб на фибу, а мой наверху |
<v:group coordsize="3282,29" id="_x0000_s1038" style="width:164.1pt; height:1.45pt"> <v:rect fillcolor="#006fc0" id="_x0000_s1039" stroked="f" style="position:absolute; width:3282; height:29"></v:rect></v:group> Присосать широкий язык к твер- дому небу |
<v:group coordsize="1710,29" id="_x0000_s1036" style="width:85.5pt; height:1.45pt"> <v:rect fillcolor="#006fc0" id="_x0000_s1037" stroked="f" style="position:absolute; width:1710; height:29"></v:rect></v:group> Раздувайся, пу- зырь |
<v:group coordsize="4302,29" id="_x0000_s1034" style="width:215.1pt; height:1.45pt"> <v:rect fillcolor="#006fc0" id="_x0000_s1035" stroked="f" style="position:absolute; width:4302; height:29"></v:rect></v:group> Раздувайся пузырь, раздувайся большой, Да не лопайся, фууууууууу |
<v:group coordsize="3282,29" id="_x0000_s1032" style="width:164.1pt; height:1.45pt"> <v:rect fillcolor="#006fc0" id="_x0000_s1033" stroked="f" style="position:absolute; width:3282; height:29"></v:rect></v:group> Задержать воздух в ротовой по- лости, округлив щеки |
<v:group coordsize="1710,29" id="_x0000_s1030" style="width:85.5pt; height:1.45pt"> <v:rect fillcolor="#006fc0" id="_x0000_s1031" stroked="f" style="position:absolute; width:1710; height:29"></v:rect></v:group> Мы но дудочке играем |
<v:group coordsize="4302,29" id="_x0000_s1028" style="width:215.1pt; height:1.45pt"> <v:rect fillcolor="#006fc0" id="_x0000_s1029" stroked="f" style="position:absolute; width:4302; height:29"></v:rect></v:group> Мы на дудочке играем - ду-ду-ду Пляшут зайки на лужайке - ду-ду-ду |
<v:group coordsize="3282,29" id="_x0000_s1026" style="width:164.1pt; height:1.45pt"> <v:rect fillcolor="#006fc0" id="_x0000_s1027" stroked="f" style="position:absolute; width:3282; height:29"></v:rect></v:group> Вытянуть губы вперед трубочкой |
На этапах автоматизации и дифференциации каждого звука используем разнообразные формы малого фольклора: чистоговорки, потешки, прибаутки. Через пословицы и поговорки дети с ОНР учатся лаконично выражать свои мысли, развивать мастерство слова, понимать их смысл, иносказательную особенность и красоту фразы. Для совершенствования дикции используем специальные упражнения-заучивания. Напевание, выделение голосом гласных звуков, позволяет детям освоить лексическую сторону речи.