Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 5 человек

Комплекс авторских дидактических игр, направленных на формирование практических умений воспитанников в вопросах экономии и бережливости

Дата: 31 января 2022 в 10:17

Отдел образования Житковичского райисполкома

Государственное учреждение образования

«Ясли-сад №1 г.Житковичи»

Комплекс авторских дидактических игр, направленных на формирование практических умений воспитанников в вопросах экономии и бережливости

                                Автор-составитель:

                                                         Кравченя Вероника Александровна

Дидактические игры для детей 5-6 лет

«Электроприборы»

Цель: закрепление  знаний о предназначении домашних электроприборов способом соотнесения функций с изображением предмета на картинке; воспитание экономически значимых качеств (бережливость)

Игровые правила:

Называть электроприборы и знать их бытовое предназначение. Называть простейшие способы экономии электричества  при пользовании каждым из названных электроприборов.

Игровые действия:

Соотнесение функций электроприборов и предметов, предназначенных для быта, труда, питания; рассказывание о простейших способах экономии электричества при пользовании тем или иным электроприбором.

 «Раздели на группы»

Цели: формирование понятия «тепло» способом различенияпредметов по функциональной значимости для человека;закрепление умений  детей беречь тепло при обсуждении функциональности каждого  предмета.

Игровое оборудование: картинки-предметы: печь, шуба, камин, свитер, шарф, огонь, солнце, одеяло, батарея, шапка; корзинкаили коробка.

Игровые правила: собирать в корзинку (коробку) картинки-предметы, сортируя их по вопросам: «Что согревает человека?» и «Что сохраняет

тепло?»: печь, шуба, камин, свитер, шарф, огонь, солнце, одеяло, батарея, шапка.

Игровые действия:

Поиск предметов ведут звенья, они соревнуются: кто быстрей наполнит корзинку (коробку) и не ошибётся, тот и выиграет. Поиск начинаетсяи заканчивается по сигналу ведущего.

«Экономная капелька»

Цель: формирование представлений о правилах рационального использования водных ресурсов в быту; закрепление знаний  о способах экономии и бережливости

способом соотнесения сюжетных картинок.

Игровые правила: найти сюжетные картинки с наиболее экономным использованием воды.

Игровые действия: Из двух вариантов  необходимо выбрать правильный и в соответствующее окошко положить капельку. При этом можно проговорить с ребенком о том, что изображено, и почему экономным будет именно этот вариант?

 «Найди пару»

Цели: расширение знаний детей об изменениях в бытовой  жизни человека, используя исторические данные; развитие наблюдательности  способом сравнения предметных картинок; воспитание  навыков экономии и бережливости.

Игровое оборудование: карточки с изображением  старинные предметов – и современных электроприборов.              

Игровые правила: пояснить, как усовершенствовались предметы с течением времени с помощью картинок с бытовыми приборами.

Игровые действия: воспитанникам  необходимо подобрать картинки пары бытовых приборов. Исторические или устаревшие и современные и объяснить что в них изменилось и можно ли пользовать  приборами устаревшими?

В конце игры вопросы для обсуждения:

1. Стало ли человеку легче трудиться с современными приборами?

2. Если не беречь электричество, придётся ли вернуться к старинным приборам.

Дидактические игры для детей 4-5 лет

«Ручеек бережливости воды»

Цель: закрепление способов бережливого отношения к природным ресурсам (вода) и экономного их использования (выключать воду при намыливании рук, не включать большой напор воды, вторичное использование воды – полив растений, сбор дождевой воды), воспитание желания применять способы экономии природных ресурсов воды.

Материалы и оборудование: игровое поле с изображением мест, где находится вода (море, озеро, река, ручей, родник, лужа, колодец, осадки – дождь, туман, град, снег, иней, роса, облака, солнце) и с условными обозначениями в виде кружочков красного, желтого,  синего цвета; карточки с изображением нарушения экономии воды; кубик с  точками обозначающими количество шагов; две фишки одинакового цвета.

Игровые правила: в игре участвуют два человека. По сигналу один из участников бросает кубик и делает столько шагов сколько точек  на кубике. Шаги выполняются вверх по кружочкам, если фишка останавливается на желтом  -- значит происходит испарение капельки и она возвращается туда, где показывает стрелочка. Если попадает на красный кружок, значит, произошло нарушение в экономии воды, воспитанник должен подобрать карточку и объяснить, как он нарушил правила экономии и эту же карточку он размещает справой стороны поля. Игра продолжается до тех пор пока участники не дойдут до конечной точки.

Игровые действия: Воспитанники выбирают себе фишки и, занимают стартовые места, далее по очереди выкидывают кубик, и делают столько шагов, сколько указывает кубик, соблюдая при этом правила красного и желтого круга.

«Электроша учит»

Цель: закрепление способов бережливого отношения к энергоресурсам (электроэнергия)  используя электроприборы.

Материалы и оборудование: сказочный персонаж Электроша, карточки с изображением электроприборов и фишки к ним.

Игровые правила: воспитанник должен внимательно рассмотреть свою карточку и рассказать Электроше о том, какие функции выполняет этот электроприбор и предложить способы его экономного использования. В игре могут участвовать два и более воспитанников. Игровой ход переходит друг к другу по цепочке. За каждый правильный ответ Электроша вручает игроку фишку.

Игровые действия:  ребенок берет карточку, называет то, что на ней изображено и  объясняет, какие функции выполняет этот электроприбор, далее предлагает свой вариант экономии электроэнергии в  использовании этого прибора. За правильный ответ воспитанник получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек. 

 «Теплошики»

Цель:  применение способов бережливого отношения к  природным ресурсам (тепла) и экономного его расходования в домашних условиях (закрыть дверь в комнату, закрыть окно или утеплить его, освободить от загромождений батарею).

Материалы и оборудование: 2 игровых поля – красное и синее; карточки, на которых изображено действие предметов сохранения тепла (окно, дверь, батарея, печь, камин, свитер, штаны.) и карточки на которых изображены нарушения в экономии тепла (открытое окно, открытая дверь нетопленная печь, камин, холодная батарея,); фишки красного и синего цвета по количеству карточек.

Игровые правила:  По сигналу педагога участники игры поднимают карточку и объясняют то, как этот предмет может сохранять тепло, или наоборот тратить, и соответственно расположить  карточку на синем или красном поле. На красное поле размещаются карточки с нарушениями в экономии тепла, а на синем--  карточки, которые помогаю сохранять тепло. Взамен воспитанник берет фишку за правильный ответ. Если участник назвал не правильно --  фишка остается на месте. Выигрывает тот участник у которого по окончании игры будет максимальное количество фишек.

Игровые действия: Воспитанник поднимает карточку  внимательно ее рассматривает и объясняет всем участникам как этот предмет может сохранять тепло (или тратить), при этом сохраняя  природные ресурсы (дрова, природный газ, уголь, брикет, мазут), что и содействует экономии домашнего бюджета. После выкладывает эту карточку на соответствующее поле, и за правильный ответ берет нужную фишку. Если воспитанник не правильно объяснил и при этом совершил ошибку, то фишку он не получает. Ход переходит к следующему участнику игры. Игра продолжается до тех пор, пока все карточки не будут размещены на игровых полях.

Дидактические игры для детей с ТНР 5-6 лет

 «Раздели на группы»

Цель: закрепление понятия «тепло» способом различения предметов по функциональной значимости для человека

Игровые материалы: карточки с изображенными электроприборами, корзинки (2 шт.).

Игровые правила: собирать в корзинку предметы, сортируя их по вопросам: «Что согревает человека?» и «Что сохраняет тепло?» (Печь, шуба, камин, свитер, шарф, огонь, солнце, одеяло, батарея, шапка).

Игровые действия: группа делится на звенья. Каждое звено ведет поиск предметов. Чье звено быстрей наполнит корзинку и не ошибётся, то и выиграет. Поиск начинается и заканчивается по сигналу ведущего.

Дидактические игры для детей с ТНР  4-5 лет

«Найди такой же»

Цель: формирование умения использовать в речи слова, обозначающие название техники, помогающей в работе, умение подбирать одинаковые картинки

Игровые материалы: крышки с картинками электроприборов (12 шт.).

Игровые правила: найти парные картинки, переворачивая по две крышки одновременно, и назвать их. (Утюг, микроволновка, стиральная машина, пылесос, холодильник).

Игровые действия: ребенок поочередно открывает по две крышки, называя изображенные предметы. Если картинки совпадают, крышки помещаются в коробку, если нет – игра продолжается до тех пор, пока не отыщутся все пары.

 «Электро - Лото»

Цель:  формирование умения самостоятельно использовать в речи слова, обозначающие названия электроприборов

Игровые материалы: большиекарточки с электроприборами (4 шт.), маленькие картинки  с электроприборами(24 шт).

Игровые правила: первым заполнить игровое поле, отбирая нужную картинку.

Игровые действия: взрослый раздает большие карточки, у каждого игрока по одной большой карточке. Ведущий показывает малую карточку с  изображением предмета, игрок находит её у себя и закрывает свою картинку. Побеждает  тот, кто первый закроет все свои картинки.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.