Консультация для воспитателей.
Изобразительная деятельность - одна из основополагающих
сторон развития речи воспитанников
Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития и воспитания дошкольника велико и многогранно. Изобразительная деятельность имеет огромное значение для умственного воспитания ребёнка, что в свою очередь, теснейшим образом связано с развитием речи.
Первым шагом в развитии понимания речи на занятиях изобразительной деятельностью является усвоение функции слова: всё, что находится вокруг ребёнка, всё, что он делает и как делает получает название.
Также в процессе продуктивной деятельности предусмотрены условия для осуществления тесной связи слова с действием. Следует особо отметить, что действия детей, сопровождаемые речью, в процессе изобразительной деятельности, становятся более совершенными, осмысленными, целеноправленными, ритмичными. Ускоряется процесс усвоения навыков изображения.
Изобразительная деятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодоря многообразию наглядности. Разнообразный наглядный материал помогает уточнить понимание названий предметов, действий, признаков. Ребёнок приучается вслушиваться в короткую фразу взрослого, понимать смысл высказываний, новых слов, уточняет их лексические, фонетические, грамматические оттенки. Все предметы, с которыми действует ребёнок и которые создаются им в результате продуктивной деятельности, выполняют роль наглядной опоры для речевых упражнений. Изображение предмета, даже самого элементарного, предпологает наличие достаточно ясных представлений о нём. Формирование представлений о предмете и явлениях требует от детей усвоения знаний об их свойствах и признаках (об их форме, цвете, величине, мягкости, упругости, количестве, положении в пространстве и т. д.). Воспитатель перед обучением детей изображению предмета выделяет и называет эти свойства, путём сравнения предметов учит детей находить сходство и различия.
Постепенно дети приобретают способность самостоятельно анализировать предмет, видеть его составные части, сравнивать их и вто же время воспринимать предмет в целом. Признаки (форма, величина,цвет) становятся не только присущими определённым предметам, но и обобщаются в понимании детей как присущие многим предметам. Дети узнают и называют, например, цвет, форму предметов и называют эти слова и словосочетания в общении.
Дети « дорисовывают» словами то. Что не могут изобразить. Эти факты отмечены в исследованиях Н, П, Сакулиной, В, С, Мухиной. Дети придают нарисованному предмету движения (машина едет), на основе предметного рисунка с помощью речи создают целый сюжет, оживляют и оречевляют предметы, передавая звукоподражаниями и доступными словами их диалог.
Выполняя повторяющиеся движения в рисовании (штрихи, мазки, линии), дети (особенно младшие) любят сопровождать их речью в такт движениям руки: топ-топ-топ («следы»), кап-кап-кап («дождик идёт»), и т.д.: «оживляют» свои выполненные работы. Это также следует использовать для развития разных сторон речи.
Очень велика роль взрослого (воспитателя) в развитии у детей умения прослеживать особенность формы, контур предмета и его частей, цвет и другие признаки. Руководство взрослого должно быть направлено не только на обучение рисованию, но и на развитие восприятия, воображения. Сам процесс изображения сопровождается у детей живой работой мысли и воображения. Рисуя карандашами, красками, лепя из пластилина, ребёнок лучше воспринимает
очертание формы, яркость цветовых пятен, если этому помогают слово или различные звукоподражания, связанные с предметом. Сочетание разнообразных пятен с фоном,подкрепляемое речью, вызывает у ребёнка различные ассоциации, определённую настроенность. Ребёнка привлекают яркие краски, карандаши, большой лист бумаги; он испытывает удовольствие, рисуя вместе со взрослыми. Надо стремиться к тому, чтобы дети с радостью и желанием занимались этим.
Большое значение в обучении продуктивной деятельности придаётся обследованию предлагаемых объектов, которое предпологает участие различных анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что также оказывает положительное влияние на развитие речи. Обследование предмета, подкреплённое словом, следует включать в различные виды изобразительной деятельности. Специфика построения обследования предмета состоит в том, что зрительное и тактильное восприятие обьекта должно целенаправленно и максимально комментироваться речью взрослого.
Продуктивная деятельность благоприятна для развития речи, прежде всего тем, что ребёнок сам непосредственно действует спредметами. Огромное влияние этого фактора на развитие речи ребёнка отмечено М.М. Кольцовой. В описанных ею опытах дети раннего возраста почти в два раза быстрее начинали реагировать на слово, обозначающее предмет, если имели возможность этими предметами манипулировать.
Особой заботой для воспитателя являются дзети, имеющие слабое речевое, общее, художественное развитие. Известно, что при ослаблении в формировании названных процессов, происхдят изменения в развитии координации движений, мелкой моторики, осанки. Формирование навыков осязания и мелкой моторики происходит в различных видах предметно-практической деятельности. Мышечные возможности руки требуют тренировки и коррекции. В свою очередь, овладение движениями рук и пальцев имеет немаловажное значение для развития речи ребёнка. Оссобая роль в развитии мелкой маторики отводится пальчикавым играм. Они позволяют корректировать движения каждого пальца как в отдельности, так и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций. Если они сопровождаются стихами, то у детей развивается речь и чувство ритма.
Развитие речи детей на материале изобразительной деятельности в сопровождении литературных и музыкальных произведений повышает эмоциональность восприятия и способстует более глубокому проникновению в художественный образ. Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание для их речи. Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображённое, излагать свои мысли в логической последовательности, описывать содержание картины, придумывать события к представленному сюжету, что способствует развитию связной речи.
Рационально использование образных сравнений, стихотворных текстов, загадок, которые помогают создавать характеристики объектов, способствуют развитию у детей образного восприятия и обогащению речи выразительными средствами.
На занятиях изобразительной деятельностью необходимо создавать атмосферу доброжелательности и взаимопонимания. Такие условия способствуют установлению тесного контакта между взрослым и ребёнком, вызывают у ребёнка желание общаться посредством речи, подражать речи воспитетеля. Речь же воспитателя должна быть доступна детям, выразительна, состоять из чётко построенных предложений. В ней должны быть паузы для осмысления дзетьми прослушанного. Целесообразно многократное употребление одних и тех же слов в различных словосочетаниях и предложениях. Словарь взрослого должен быть простым, но необеднённым.
Использование речи взрослого в качестве образца позволяет одновременно решать и задачи обучения детей изобразительной деятельности, и воспитательные задачи.
Искусство воздействует на психику и разум человека, его интеллект и чувства, поэтому необходимо использовать возможности детей дошкольного возраста для их общения с прекрасным.