Консультация для педагогов
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДИК ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ
Эффективность групповых мероприятий с участием педагогов, родителей будет высокой, если предусмотреть использование активных форм взаимодействия участников. Интерактивные методы и игры во многом позволят решить эти проблемы.
“Интерактивный” означает основывающийся на взаимодействии. Но интерактивность — это не просто взаимодействие субъектов друг с другом, а специально организованная познавательная деятельность, носящая ярко выраженную социальную направленность.
Цель интерактивного процесса — улучшение и изменение моделей поведения участников. Анализируя свои реакции и реакции партнера, участник меняет свою модель поведения и осознанно усваивает ее, что позволяет говорить об интерактивных методах как о процессе интерактивного воспитания.
Интеракционизм — направление в современной социальной психологии и педагогике, базирующееся на концепциях американского социолога и психолога Дж. Г. Мида. Интерактивная игра является одной из особенно продуктивных педагогических технологий, создающих оптимальные условия развития, саморазвития участников педагогического процесса.
Ведущими принципами организации интерактивного процесса являются:
- организация мыследеятельности;
- организация смыслотворчества;
- свобода выбора;
- организация рефлексии.
Организация мыследеятельности заключается:
- в выполнении участниками различных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, абстрагирования и др.);
- в обмене мыслительными деятельностями между участниками педагогического процесса;
- в смене и разнообразии видов, форм мыслительной и познавательной деятельности;
- в сочетании индивидуальных и групповых форм работы;
- в проблемном обучении, использовании в педпроцессе развивающихся и продуктивных педагогических технологий;
- в смыслотворчестве участников и ведущего, рефлексии.
Смыслотворчество есть осознанное создание субъектами педагогического процесса через взаимодействие нового содержания, значения чего-либо в окружающей действительности, оценка явлений действительности, своей деятельности, взаимодействия с позиций своей индивидуальности.
Конечным результатом, целью смыслотворчества является обогащение, появление нового индивидуального смысла, расширяющего границы индивидуального сознания.
Рефлексия — в педагогическом процессе — это процесс и результат фиксирования субъектами (участниками педагогического процесса) состояния своего развития, саморазвития и причин этого.
Каждый интерактивный метод, игра имеет свою цель, правила, поэтому, учитывая эту особенность, вы можете включать их на разных этапах проведения мероприятия. Важным условием является расположение участников таким образом, чтобы они могли видеть друг друга сидя, например, в круге, по периметру.
Существуют следующие интерактивные методы игры:
а) Игры, используемые на этапе знакомства.
Цель: познакомить участников друг с другом, дать им возможность предоставить краткую информацию о себе.
«Интервью», «Аллитерация имени» и др.
б) Игры и методы, используемые на этапе создания благоприятной атмосферы в группе, выявления ожиданий.
Цель: способствовать созданию благоприятного психологического микроклимата, подготовить участников для обсуждения проблем, выявить их ожидания, опасения.
«Отыщи кого-нибудь», «Сказка», «Прогноз погоды», «Ожидания», «Гирлянда», «Волшебный сундучок и др.
в) Игры, используемые в основной части мероприятия.
Метод метаплана, Мозговой штурм «Карусель граффити», «Коллаж»
г) Игры, используемые на этапе подведения итогов, получения обратной связи.
Цель: соотнести свои индивидуальные оценки с мнениями других участников.
«Заверши фразу», «Матрёшка», «Футбольные поля», Метод «Конверты», «Чемодан, корзина, мясорубка», «Дельта» (D), «Анкета-газета», «Цепочка пожеланий», «Острова».
Литература:
А. А. Гуз Родители и педагоги: шаг навстречу