Лето для детей – это долгожданная пора. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть и новые впечатления, и общение со сверстниками, и правильное питание, и закаливающие процедуры. В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!
Самый продуктивный метод повторения пройденного материала – включить полученные за год знания и умения в рамки занимательных игр. Не надо заставлять ребенка летом заниматься специально. Только игра и живое непосредственное общение! Вот несколько советов и подборка игр, которые помогут понять принципы летнего «обучения».
Начнём с дыхания. Можно предложить ребёнку игры, которые тренируют силу и длительность выдоха:
• Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;
• Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь);
• Надувать воздушные шарики;
• Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;
• Дуть на детские флюгера;
• Поиграть в «Дудочку»;
• Подуть на травинки, цветочек, на насекомое и т. д.
Развитию мелкой моторики способствуют следующие действия:
• Самообслуживанию (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);
• Собирать, перебирать ягоды;
• Играть с глиной, мокрым песком;
• Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель);
• Массаж и самомассаж с природным и бросовым материалом (карандаш, лист бумаги, палочки, шишечки, гладкие камни и т. п., с коррекционным шариком Су – Джок и разного размера массажными мячиками и т. д.
В дождливые дни можно:
• Собирать мозаики, конструкторы, паззлы;
• Перебирать крупы;
• Раскрашивать раскраски цветными карандашами;
• Выкладывать предметы и крупы, абрикосовых) косточек, семечек, палочек, крышечек от бутылочек, пробок и т. п.
Очень важно продолжать развивать мышцы речевого аппарата (неспецифического)
• Жевать мясо (а не только сосиски и котлеты);
• Жевать сырые овощи (репку, морковь, горох, бобы) и фрукты (яблоки, апельсины);
И, в любое время можно поговорить с ребёнком. Эти игры способствуют развитию связной речи.
Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).
Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, грома, града и т. д. Это развивает слуховое внимания.Например:
• Подбирать определения (Какие бывают собаки: большие, служебные);
• Узнавать предметы по описанию (зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);
• «А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка.»);
• Переделать известную сказку;
• Придумать свою сказку (с опорой на картинки, на ключевые слова);
• Придумать продолжение сказки;
• «Перевирание сказки» (взрослый намеренно «перевирает» известную сказку, ребёнок должен исправить);
• «Глухие телефончики»- учат слушать другого человека, действовать по правилам.
• Игра «Если бы, да кабы…». Ребёнку предлагается закончить предложение:
Если бы я был Улицей, то я бы…., потому что….
Если бы я был Музыкой, то я бы…., потому что….
Если бы я был дождиком, то я бы….,потому что…
Если бы я был мандарином, то я бы, потому что…;
• «Хорошо-плохо». Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого?
Что хорошего в болезни, а что плохого?
Что хорошего в дождике, а что плохого?
Уделяйте своему ребенку больше внимания, чаще находитесь на свежем воздухе, посещайте игровые площадки, парк. Солнечного вам лета и приятных впечатлений!